aif.ru counter
Галина Горбунова 0 49

АИ да бензин! Кто и как создает в Рязани рецепты моторного топлива

Рязанские нефтяники добились в производстве виртуозного искусства

О секретах производства бензина и проверки его качества мы беседуем с главным технологом АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», дочернего общества Роснефти, Юрием Гордеевым.

Технологами не рождаются

Кто эти люди, которые изо дня в день внимательно следят за процессом очистки, перегонки и дистилляции нефти, контролируют качество продукции и отвечают за то, чтобы топливо соответствовало государственным стандартам, а также - выбирают последовательность операций и подходящий режим работы технологического оборудования? Кто неутомимо изучает последние научные достижения и использует их на практике, чтобы улучшить процесс производства моторных топлив? А ведь подготовленную опытную партию не сразу запускают в производство. Её сначала нужно отправить в профильный научно-исследовательский институт и проверить на предмет соответствия требованиям потребителя. Продукцию одобрили? Это ещё не всё. Производить её нужно строго в соответствии с установленными требованиями - вот так задача! Наконец, кто стоит на страже качества конечного продукта? Ведь если возник брак, нужно найти его причины и способы предотвратить их в будущем.

Функций у этих людей, действительно, много, а имя им одно - технологи по нефтепереработке.

Фото: АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»

«Чтобы состояться в этой профессии - всей жизни не хватит, - уверен Юрий Гордеев. - Но у нас, технологов, есть мощный стимул - искренний интерес к работе и поддержка всего коллектива».

Технологи Рязанской нефтеперерабатывающей компании трудятся в двух отделах. Задача первого - контролировать соблюдение технологий производства и работу оборудования, а также следить за процессом разработки опытных технологий. Второй - отдел стандартизации и менеджмента - отвечает за актуальные нормативные документы, которые касаются производимой продукции (ГОСТы, стандарты и др.). Все непроизводственные процессы должны также подчиняться определённому порядку, быть описанными и задокументированными.

Что и говорить: работа крайне важная и ответственная. То, что продукция качественная, гарантирует испытательная лаборатория. Она подчиняется напрямую генеральному директору, поэтому «договориться» нет никакой возможности.

Исправят и облагородят

От бдительных сотрудников лаборатории не укроется ни одно отступление от стандартов. Некондицию сразу обнаруживают и отправляют либо на «исправление», либо на переработку.

«Требования к качеству моторных топлив в стране и в мире ежегодно ужесточают, - рассказывает Юрий Гордеев. - Это неизбежно приводит к усовершенствованию технологий и к изменениям на производстве. После тщательного анализа нового стандарта технологи готовят проект производства продукта с учётом изменившихся к нему требований. В некоторых случаях процесс сопровождается заменой оборудования».

Что, впрочем, закономерно для завода с более чем 55-летней историей. С развитием производства возрастают и требования к оснащению испытательной лаборатории. Например, в ближайшее время АО «РНПК» приступит к реализации одного из самых крупных за последнее время проектов - строительство комплекса гидрокрекинга. Технологи предприятия уже получили инструкции о том, какие продукты будут производить на объекте, как часто они будут проходить контроль. Теперь дело за новым оборудованием для анализов. Сотрудники лаборатории должны иметь всё необходимое для того, чтобы анализировать знаковые показатели продукции и смотреть, насколько она соответствует заявленному качеству. Пристальное внимание при этом уделяют не только физическим параметрам (плотности, фракционному составу, октановому числу), но и химическому составу продукта (содержанию бензола, серы, ароматических углеводородов и т.д.). Ведь понятие качества моторных топлив сегодня неотделимо от их экологичности.

Фото: АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»

Когда в стране стало развиваться импортозамещение, завод начал использовать в производственном цикле отечественные комплектующие. Речь в первую очередь идёт о реагентах и катализаторах.

«Они показали себя вполне неплохо, - рассказывает Юрий Гордеев. - Отечественным катализаторам удаётся облагораживать бензиновые фракции, поднимать октановое число (которое влияет на качество бензина) на уровне импортных аналогов. Поэтому решено было продолжить модернизацию уже существующих установок, применяя новые   отечественные комплектующие».

Знания любят качество

Чтобы достичь виртуозного мастерства в составлении «рецептуры» моторных топлив, требуется немалый опыт. Ну а для начала - профильные знания. За высшим нефтехимическим образованием теперь не нужно далеко ездить: его можно получить в Рязанском радиотехническом университете - на кафедре химической технологии органических веществ, работу которой предприятие само и инициировало в 2011 году. Среди сотрудников предприятия уже есть те, кто получили её дипломы.

Но и маститые технологи, не один год проработавшие на нефтезаводе, постоянно заботятся о повышении своей квалификации. От её степени, как мы теперь знаем, напрямую зависит качество таких важных и востребованных в нашей жизни нефтепродуктов, как моторное, авиационное, дизельное топлива, битума и другой продукции. Возникающие в процессе работы спорные вопросы технологи завода часто   решают совместно с сотрудниками научно-исследовательских институтов по нефтепереработке - Средневолжского НИИ, Всероссийского НИИ, Объединённого центра исследований и разработок. Приходится прибегать и к советам коллег нефтеперерабатывающих компаний других регионов, а иногда выезжать в командировки. Такая форма обучения одна из самых продуктивных, вместе с семинарами и конференциями, в которых рязанские нефтепереработчики участвуют регулярно.

Не всегда технологам приходится работать в узких рамках заданных параметров. Есть у них и возможность проявить свои творческие способности. Поводы для этого порой - самые неожиданные.

«Когда гоночная команда НК «Роснефть» выиграла крупные соревнования, выяснилось, что победа одержана на бензине компании-конкурента. Встал вопрос о том, как произвести собственный достойный продукт, - рассказывает Юрий Гордеев. - Заявка поступила в Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию, где технологи разработали и произвели специальное «гоночное» топливо. Проведённые испытания доказали его превосходное качество. Изобретение запустили в производство. Учитывая специфику топлива, продуктом массового потребления его пока назвать нельзя. Но если на заправках страны вы увидите бензин АИ-100, знайте, что это, скорее всего, продукция Рязанского   нефтеперерабатывающего завода».

Наша справка

Первый автомобильный бензин на Рязанском нефтеперерабатывающем заводе (так называлось предприятие до июля 2002 года) получили 19 октября 1960 года. Этот день и считается днём рождения завода.

Сегодня АО «РНПК» производит большой ассортимент высококачественных нефтепродуктов: автомобильные бензины АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо по стандартам Евро-5, авиационный керосин, котельные топлива, дорожные и строительные битумы и другие нефтепродукты.

Ежегодно АО «РНПК» участвует в конкурсе Программы «100 лучших товаров России» и получает заслуженные награды.

«Выпускать надежную и качественную продукцию - это один из главных принципов в работе нашего коллектива, - считает главный технолог предприятия Юрий Гордеев. - Нам приятно, что различные виды нашей продукции отмечают на такой престижной площадке. Наши усилия и труд не напрасны и оценены по достоинству. Это может означать только одно - предприятие двигается в правильном направлении».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему всю жизнь зарплата большая, а пенсия в итоге маленькая?
  2. Какие полезные ископаемые есть в Рязанской области?
  3. Где в Рязанской области расположены полигоны ТБО?
Самое интересное в регионах