aif.ru counter
Елизавета Иванова 179

Культура всеприятия. Критик Павел Руднев о театре как социальной практике

О том, отличается театр в столицах и провинции и как становится инструментом социальной реабилитации, «АиФ-Рязань» рассказал помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова Павел Руднев.

Театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, опубликовавший более тысячи статей о театре, Павел Руднев побывал в Рязани с лекцией и рассказал, чем живёт современное театральное искусство в столицах и в провинции и в каком направлении движется.

Человек как искусство

Елизавета Иванова, «АиФ-Рязань»: Павел Андреевич, Вы много ездите по стране. Как Вы считаете, существует ли в России «театральная провинция»? Или же за пределами столиц театральной жизни нет?

Павел Руднев: Всё зависит от личности. Да, конечно, бывают обстоятельства, которые могут вынудить молодого талантливого режиссёра перебраться поближе к столице. Но талантливые творческие люди появляются везде. 

Если говорить о режиссуре, то нужно больше режиссёрских школ внутри России, не только в Санкт-Петербурге и Москве. Нужен хороший режиссёрский факультет в Сибири и, допустим, Воронеже.

- Но готовы ли молодые режиссёры-новаторы тратить по несколько лет на воспитание своего зрителя в провинции?

- Идеальный пример - Борис Павлович. Человек, который приехал в Киров, и всё завертелось. Он развернул семь проектов своего театра, ставил много документальных спектаклей: про музейщиков, спектакль с тинейджерами, локальные постановки. Говорил со своей аудиторией и давал возможность поверить зрителю в то, что любой человек может быть интересен как предмет искусства. Коммуникация с городом - это очень важно.

По словам Руднева, сегодня театральная провинция равняется на столицы. Фото: Юлия Квачева

Театр плюс

- А что сейчас ставят в регионах?

- То же, что и в Москве. Последние 10 лет - наслаждение взирать на весь театр по всей территории России. Есть доверие к молодой режиссуре, к современной прессе.

«Нулевые» были характерны тем, что девизом развития стал «Театр плюс», то есть наращивание знания. Театр, внезапно ощутив свою сугубую закрытость, хочет «примагничивать» к себе новые технологии, заходить на территорию смежных дисциплин и брать оттуда всё лучшее. 

Молодые художники обращаются к опыту современной галерейной культуры, арт-терапии, социолингвистике, техническим новшествам, науке, психоанализу, социологии, современной философии.

В 1990-е годы российский театр внезапно развернулся в сторону современного танца и современной хореографии. Мы знаем, что помимо пластического балета, который, безусловно, составляет гордость России, есть другой балет, другие танцевальные традиции, другая хореография, другая модель танца.

В 1990-е годы российский театр обратился к современному танцу. Фото: www.uralopera.ru

Благодаря Юрию Грымову мы вспомнили о том, что существует театр художников. Театр, где объектами игры оказываются цвет, свет, геометрические объёмы, конфликт между шариками и пирамидками - что угодно. 

Театр костюма, когда артист работает без мимики, только костюмом. Это явление стало известно и популярно в России только с 1990-х годов. Одним из первых проявлений театра художников в мире стал знаменитый театр Василия Кандинского.

Театр как инструмент реабилитации

- Чем критикам интересны сегодняшние молодые режиссёры?

- У сегодняшней молодёжи отсутствует институт кумиров. Ещё лет 20 назад молодой артист или режиссёр представлял себе, в театре какого типа он хочет работать. 

Сегодня пришла культура «всеприятия», если угодно. Пришло желание пробовать разные типы театра и находить в них что-то своё. Многообразие приёмов очень характерно для современного театра. Это говорит о том, что российский театр стал заимствовать типологии и способы, которых не было в советской культуре. 

- Чем могут удивить театрального зрителя новые тенденции?

- Есть знаменитый спектакль, который поставили в нескольких городах, это «Майская ночь». Это театр для слепых, действие которого разворачивается в театре кукол.

На сцене - восемь кресел. На них сидят люди с недостатками зрения. И театр кукол начинает с ними взаимодействовать самыми разнообразными образами, исключая визуальные: звуками, запахами, тактильными ощущениями, начинает вертеть кресла и так далее. При этом описывается сюжет «Майской ночи». Но есть ещё и традиционный зрительный зал, который на это действо взирает. И мы, люди с полным комплексом чувств, видим восприятие восприятия. Тем самым и мы учимся взаимодействовать, коммуницировать. Театр становится механизмом обучения взаимодействию с другими людьми, вглядыванием в другого, попыткой понять, как он устроен. Это очень важно.

Руднев говорит, что театр становится инструментом социальном реабилитации. Фото: Театр юного зрителя

Второй спектакль - немного другой, но примерно о том же. Там играют гастарбайтеры. Это памирцы, которые в результате глобальной социальной катастрофы начала 1990-х годов оказались вдалеке от своего дома. Они рассказывают о своей горестной жизни в Москве. И в промежутках между документальными рассказами поют песни, используя национальные инструменты. 

Нас страшит то, чего мы не понимаем. Нам кажется, что они говорят о нас и это заговор против нас. Но в переводе эти народные песни можно сравнить с высокими поэтическими образами - Данте, Петрарка, Мильтон. Это глубокие образы.

В финале эти люди говорят о том, что они на самом деле - бывшие артисты, которые 25 лет не стояли на сцене. 

Это спектакль о том, что главная проблема сегодняшней жизни в России - это колоссальное социальное неравенство, которое чревато будущими катастрофами. Театр может дать этим людям социальную реабилитацию. То есть современный театр может быть не только объектом эстетически-художественных манипуляций и приёмов, но и социальной практикой.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Куда пожаловаться на соседей, паркующих машину на газоне?
  2. Куда можно сдать клеща на анализ?
  3. Могут ли выселить из квартиры за долги по «коммуналке»?
  4. Как работает рязанский МРЭО?
  5. Грозит ли наказание за неприличный жест?
  6. На каких перекрестках в Рязани работают камеры?
Самое интересное в регионах
Роскачество