Александр Абрамов 0 408

Рязанский фотограф Владимир Кованов: «Искусство начинается с рутины»

В век цифровых технологий увлечение фотографией принимает всё более массовый характер. Едва ли не каждый, кто желает приобрести...

Фото: Александр АБРАМОВ

Без ремесла никуда

- Владимир Владимирович, чем, на ваш взгляд, обусловлен рост интереса к фотографии среди молодого поколения?

- Я бы не сказал, что речь идёт об интересе к фотоделу… Есть фотография, а есть делание картинок, и вещи эти совершенно разные. Подлинный интерес к фотографии априори подразумевает стремление к овладению мастерством. Сегодня же мало кто утруждает себя изучением ремесла. И на моём курсе, как правило, поначалу царит небывалый ажиотаж. Когда же выясняется, что в ремесле фотографа немало рутинной, кропотливой работы, интерес нередко пропадает…

Так что скорее можно говорить не об интересе, а о моде. Фотокамера стала модным аксессуаром, и рынок активно зарабатывает на этой тенденции.

В этом мнении меня, к слову, утвердил один случай. Две моих студентки, прежде чем начать ходить ко мне на занятия, по отдельности приобрели для себя дорогие камеры. И сколько же было огорчений, когда выяснилось, что их аппараты оказались абсолютно одинаковыми…

- И, тем не менее, вам предстоит прививать подобным «модницам» любовь к фотоискусству… Реально ли это?

- Всё зависит от человека. От того, возникнет ли у него желание идти дальше. Разумеется, если ему достаточно снимать «красивые картинки», дабы демонстрировать их друзьям, на этом он и остановится. Если же есть амбиции, есть целеустремлённость, вне зависимости ни от каких сторонних факторов, он может вырасти в хорошего художника.

О творчестве и коммерции

- Отмечу, что сегодня на волне этого интереса немалое количество фотографов, как хороших так и не очень, открывают экспресс-курсы по обучению фотоделу. Иные обещают едва ли не за месяц-другой «превратить любителя в профессионала». Но можно ли в действительности научиться хоть чему-то за такое короткое время?

- Краткосрочные курсы хороши только для того, чтобы научить человека не бояться фотоаппарата. И не более. Я сам, в своё время, вёл подобные курсы, но честно говорил людям: я не сделаю из вас профессионалов, я расскажу только об азах. Дальше всё зависит от вас.

Сегодня же зачастую выпускники такого рода курсов, едва научившись нажимать на кнопку, считают себя профессионалами и принимаются зарабатывать деньги. Так, год от года в Рязани становится всё больше рекламных, свадебных фотографов…

- Навскидку можно сказать, сколько рязанцев сегодня позиционируют себя как профессиональные свадебные фотографы?

- Больше сотни. При этом приличных фотографов среди них от силы человек двадцать. Делать «красивости» несложно. Тем паче, что и клиент, чаще всего выбирает то, что «красиво» и не очень дорого. Однако мне нередко приходилось слышать от недавних молодожёнов, дескать, обратились к фотографу, который рекламировал себя как профессионала, а снимки вышли хуже некуда! Спрашиваю, а видели вы работы этого человека до того, как его наняли? В подавляющем большинстве случаев – нет. Между тем, даже приглашая хорошего фотографа, стоило бы заблаговременно познакомиться с ним, с его творчеством, дать ему возможность узнать, что вам нравится, что вас радует… И тогда свадебное фото может стать действительно неповторимым, и не превратится в очередной набор заученных поз на красивом фоне.

Есть, к слову, помимо недопустимости халтуры и ещё одна причина, по которой я категорически не советую своим студентам спешить стать «профессионалами» раньше времени. Я видел массу примеров, когда люди, едва овладев основами фотодела, принимались зарабатывать и говорили себе, мол, вот сейчас заработаю на новую камеру, на что-либо ещё, а уж потом займусь художественной фотографией, начну делать гениальные вещи. Но не получается…

Во-первых, человек привыкает к тому, что за любую работу ему должны платить. А кроме того, он нарабатывает большое количество шаблонов, перешагнуть через которые чаще всего не удаётся.

В моей жизни был период, когда я довольно много времени уделял коммерческой фотографии. И в финансовом плане всё было неплохо… Но в какой-то момент почувствовал, что на собственные проекты, задумки не остаётся ни времени, ни сил, ни желания. Наверное, к счастью для меня, подросло новое поколение фотографов, и с головой ринулось в коммерцию… И я получил возможность вернуться к тем идеям, к которым не мог подступиться многие годы. Так, к примеру, недавно я начал работать над большим фотопроектом, который призван запечатлеть наших рязанских женщин, ожидающих рождения ребенка. Время, предшествующее рождению новой жизни, счастливые матери с детьми, которые только-только появились на свет. Затея это совершенно некоммерческая, но необычайно для меня интересная.

Главное - желание

-И всё-таки, возвращаясь к началу нашего разговора… Что можно посоветовать начинающему фотографу, который имеет желание стать настоящим фотохудожником? Как много зависит от техники, с которой он начинает работать?

- Если есть желание, неважно какой камерой вы начнёте снимать. Одна из моих первых выпускниц работала с самой дешевой «мыльницей», но делала такие работы, что их экспонировали на выставках не только в Рязани, но и за пределами нашей страны! Так что начинающему фотографу совет будет простым: как можно больше снимать и постоянно расширять свой творческий кругозор. Не менее значимо – относиться к себе критически. У меня, к слову, есть такой способ оценивать собственную работу. Делаю небольшую копию с фотографии и вешаю её на стену, туда, где она постоянно будет перед глазами. И если через месяц меня от этого снимка не начнет тошнить, значит, действительно удалось сделать что-то стоящее.
 

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какого качества должна быть видеозапись, чтобы уличить взяточника?
  2. Что делать, если страховщик не выдает полис ОСАГО на старую машину?
  3. Можно ли на своем участке в Рязанской области вырыть колодец?
Самое интересное в регионах